Кхенпо Чочаб Ринпоче

Кхенчен Пема Чойинг Чхабдел (Кхенпо Чочаб Ринпоче, Друбчен Чадрал Чочаб) родился в Серта в Кхаме в 1920 году. Его отцом был Мэл Тоб Ло, а матерью — Тхонгза Норбу Чьи. В день его рождения, несмотря на зимнее время, начали расти изумительные цветы.

Его дядя научил его тибетскому языку, а своё буддийское обучение он начал с Шугчунг Тулку Цултрим Зангпо (1884-1957), держателем линии передачи Северных Сокровищ из Монастыря Шугчунг. От этого учителя он получил имя Пхурба Дордже.

Применив полученные знания в практике, он поделился пережитым опытом со своим учителем, чтобы убедиться в достоверности своего распознания природы ума. Тулку Цултрим Зангпо заявил о превосходности и совершенстве услышанного и потому даровал ему имя Чойинг Чхабдел, Всеохватывающий Естественный Простор Феноменов. Его убеждённость, преданность и вера в Падмасамбхаву возросли благодаря практике “Хроники Падмы” (тиб. Пема Катханг), текста терма с наставлениями и жизнеописанием Гуру Ринпоче, открытого Орджен Лингпа в Кристальной пещере.

Он также получил учения по Северным Сокровищам от двух прославленных братьев Кхордонг: Кхордонг Джурме Дордже и Кхордонг Терчен Чиме Ригдзина (1922-2002). Кхордонг Джурме Дордже даровал ему посвящения и передачи по учениям Нуден Дордже Дропан Лингпы (1802/1791-1864), держателя линии передачи Северных Сокровищ из Монастыря Кхордонг в Драго. Кхордонг Терчен Чиме Ригдзин даровал ему тайные учения по Ваджраварахи и иным учениям Северных Сокровищ.

В 1942 году он начал изучать Дзогчен под руководством Юкхог Лама Чойинг Рангдрола (1872-1952). Чойинг Рангдрол был им доволен и велел ему идти учиться у Бётрул Донгаг Тенпэ Ньима (1898-1959), ставшего ему Коренным Мастером. Бётрул считался в те времена одним из величайших держателей линии передачи учений Ронгзом Чочьи Зангпо (1042-1136), Лонгчен Рабджам Дриме Озера (1308-1364) и Джу Мипам Джяцо (1846-1912). Джадрел Чойинг Рангдрол сказал Чойинг Чхабделу: “Будешь учиться у Бётрула — станешь держателем линии передачи Ньингма.» Перед уходом Чойинг Чхабдел получил чашу переполненную йогуртом. Это было знак, что он получит всё от своего учителя, в том числе множество благословений. Во время путешествия ему было наказано практиковать Манджушри и Тару для устранения препятствий и достижения успеха, а также никогда не забывать Падмасамбхаву.

Следующие пятнадцать лет Чойинг Чхабдел провёл в учениках у Бётрула, в Монастыре Гегонг в Дзачукха. Он сосредотачивался на трудах Ронгзома, Лонгченпы, Лочен Дхармашри (1654-1717), Джигме Лингпы (1730-1798) и Мипама. В итоге Бётрул объявил его реинкарнацией Ронгзома Чочьи Зангпо.

Он получил прочие посвящения и передачи Ньингма Кама и Терма от многих других учителей. Шечен Конгтрул Ринпоче (1901-1960) даровал ему устные передачи на собрание трудов Мипама. Кхенпо Гангшар (1925-1959/1960) даровал ему учения по “Сокровищнице науки достоверного познавания” Сакья Пандиты, комментарию Мипама на “Мадхьямакаламкару” Шантаракшиты, комментарию Мипама “Ясная гирлянда” на “Мадхьямакаватару” и комментарию Катог Кхенпо Нудена на “Сутру собрания всех намерений”. От Дралег Кхенпо Дриме Озера он получил учения по “Трём словам, бьющим в точку” и “Постижению раскрытия мудрости” Ригдзин Годемчена (1337-1409). Нгаза Лама Цултрим Дордже даровал ему дальнейшие наставления по писаниям Дзогчен Мипама, а Якшул Кхенпо Лодро даровал ему учения по “Сокровищнице исполняющей желания” Лонгченпы.

В 1959 году Чойинг Чхабдел вошёл в ретрит в удалённом краю области Серта. В нём он провёл более двадцати лет в изучении и медитации “Семи сокровищниц” Лонгченпы, живя в аскетических условиях при минимуме средств к существованию. Он занимался «извлечением сущности» (тиб. чудлен) — практикой, позволяющей тем, кто выполняет ретрит, жить с минимумом пропитания. Согласно его жизнеописанию, он истощал как Миларепа. Несмотря на голод Чойинг Чхабдел совершал подношение пиршества цог каждый месяц. Поскольку наружность Кхенчена Чойинг Чхабдела из-за отсутствия средств к существованию представляла собой жалкое зрелище, его не коснулись гонения, так как его воспринимали как сумасшедшего. В этот период он периодически давал тайные учения нескольким ученикам.

В 1979 году Чойинг Чхабдел начал регулярно давать учения в месте, которое он назвал Нгедон Донгаг Чхокор Линг в нижней части долины Серта в месте слияния рек Серчу и Личу. Место, в которое с радостью стекалось множество последователей и учеников, было указано в пророчестве в прошлом как то, в котором расцветут учения Ньингма. Нгедон Донгаг Чхокор Линг не сразу обрело полноценное здание, его последователи построили монастырь позднее.

Чойинг Чхабдел продолжил сосредотачивать своё преподавание и изучение на трудах Мипама и Лонгченпы, полученных от Бётрула, которые в свою очередь были получены Бётрулом от своего учителя, Кхенпо Кунзанг Пелдена (1860/2-1943). Как-то Чойинг Чхабдел сказал: «Я величайший держатель линии передачи Мипама и Бётрула этих времён». Такие великие ламы как Кхенпо Джигме Пунцог (1933-2004), 3-й Пенор Ринпоче Легше Чочьи Драянг (1932-2009), 3-й Зенкар Ринпоче Тубтен Ньима (1943) и Кхенчен Пема Цеванг Лхундруб (1931-2002) восхваляли его как равного Миларепе.

Чойинг Чхабдел строго придерживался монастырских положений, воздерживаясь от восьми мирских целей. Всё, чем он владел, ограничивалось одной чашей для принятия пищи, одной чашей для приготовления пищи, одной деревянной кружкой и монашескими одеяниям (одним набором для летнего времени и одним набором для зимнего времени). Он жил в маленькой деревянной хижине, площадью в четыре квадратных метра, всю свою жизнь. Гигиену он поддерживал в близлежащей реке, круглогодично. Что касается подношений, он никогда ничего себе не оставлял — приняв дар, он передавал его ученикам.

Он всегда повторял своим ученикам, что, если они хотят быть хорошими практикующими, они должны отбросить всё, что касается лишь этой жизни. Тем, кто привязан к самсаре, не стать хорошими практикующими.

Проявляя глубочайшее усердие в преподавании, Кхенчен учил вплоть до дня своего ухода. В 1997 году, зная о смерти загодя, он попросил учеников подготовить трёхдневное празднование, чтобы принести всем радость. Он подарил отменное угощение и учения. На третий день он окончил последнее учение, отправился к себе в хижину и ушёл в возрасте семидесяти семи лет. Более недели долина полнилась радугами, а его тело уменьшилось до размера двухлетнего мальчика. Его деревянная хижина, по словам очевидцев, была покрыта радугой более месяца, а в воздухе витал необычайный сладостный аромат.

Согласно его наказу на месте хижины возвели только небольшую белую ступу, больше для его почитания он попросил ничего не делать. И в жизни, и в смерти он являл собой образец подлинного отреченца.

Кхенпо Чочаб Ринпоче является коренным мастером Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче.